Голос педагога. Инструмент и объект влияния

Страшный сон школьника – строгий голос преподавателя и приговор: «Садись! Два!». Если же задание выполнено на «отлично», то поощрением становится не только «пятерка» в дневнике, но и одобрительные нотки в речи учителя. Голос – рабочий инструмент педагогического работника: преподавателя, тренера, воспитателя. Какие же секреты нужно знать, чтобы «орудие труда» оставалось крепким и отточенным?

Глаза – «зеркало души», а голос – зеркало настроения педагога. Он не только отражает эмоции и чувства, но и способен направленно влиять на аудиторию, будь то школьный класс или институтская кафедра. Кроме фактической подачи материала, оратор придает информации эмоциональную окраску – одобрение, восхищение. Или наоборот – неудовольствие, порицание. Всю гамму чувств педагог доносит при помощи голоса. Школьники могут угадать, с каким зарядом пройдет урок, по одной лишь интонации приветственного «Здравствуйте».

Для представителей голосо-речевых специальностей, голос – мощный канал воздействия, направленный не только на умы, но и в души слушателей.
  • ● Ровный уверенный тон внушает спокойствие и чувство стабильности.
  • ● Повышение голоса оказывает давление на учеников, заставляет их внутренне сжиматься.
  • ● Одобрение в голосе внушает уверенность в себе – я все делаю как надо, мои успехи оценены.
  • ● Любимый прием многих педагогов – резкая смена тональности или ритма речи.
       Это мигом снимает сонливость с потерявшей внимание аудитории.

Голос многое говорит о преподавателе: о его характере, отношении к преподаваемой дисциплине, согласии или несогласии с излагаемыми фактами, одобрении или порицании описываемых событий. Учитель должен помнить, что голос может сказать о нем даже больше, чем он сам хотел бы открыть слушателям.
Голос – уникальный психолго-педагогический инструмент, несущий немалую рабочую нагрузку. Систематические перенапряжения голоса, как правило, отрицательно сказываются на его качестве. Нередко учитель заканчивает рабочий день надтреснутым или осипшим голосом, если не шепотом (кстати, шепот так же губительно сказывается на работе связок, как и крик). Уставший голос любит молчание. Но иногда у педагога просто нет возможности побаловать свой голос заслуженным отдыхом.

Проблема преподавателя в том, что снизить нагрузку на голосовой аппарат он не может: речь обязательная и неотъемлемая часть педагогической профессии. Поэтому частые спутники учителя – это покашливание, першение, охриплости голоса в конце рабочего дня. Иногда появляется чувство инородного тела в горле, которое порождает не только психологический, но и физический дискомфорт.

Охриплость голоса может возникать не только вследствие перенапряжения голосовых связок, но быть следствием простуды (например, ларингита). Состояние желудочно-кишечного тракта также может влиять на качество голоса. Одной из причин сложностей с голосом может стать изжога. Желудочный сок, поднимаясь по пищеводу к гортани, раздражает голосовые связки. Отрицательное влияние могут оказывать и внешние условия: пересушенный воздух из-за работающих отопительных приборов или кондиционеров, сезонная аллергия, плохая экология.

В любом случае, независимо от того, что послужило причиной появления охриплости, необходимо принять меры, чтобы предупредить развитие осложнений. Следствием пренебрежения первыми признаками наметившейся проблемы, может стать хронический ларингит или образование узелков на голосовых связках. В худшем случае, это может привести к необходимости хирургического вмешательства и необратимым изменениям голоса. Чтобы избежать этого, требуется постоянное внимание и забота о своем голосе. Голосу можно и нужно помогать. И не время от времени, когда ситуация уже становится критической, а постоянно и непрерывно, ведь нагрузка на связки у преподавателей регулярная. При возникновении проблем с голосом следует обратиться к врачу, специализирующемуся на этой проблеме – фониатру. Врач установит причину голосовых изменений и подберет оптимальную терапию. Также рекомендуется соблюдать определенные правила, которые помогут сохранить голос здоровым.

  • 1. Своевременно начинайте лечение простуды, и всегда доводите лечение до конца.
  • 2. Примите меры для увлажнения воздуха в аудиториях, где вы проводите занятия.
  • 3. Сведите к минимуму разговоры в холодных, пыльных или шумных помещениях.
  • 4. Голос можно тренировать. Упражнения для сохранения и укрепления голоса - это эффективная профилактика проблем.
  • 5. Пойте. Хотя бы под душем.
  • 6. Давайте голосу отдых – это самый надежный и верный способ предотвратить проблемы со связками.

Упражнения для сохранения и укрепления голоса

Проблемы с голосом, в том числе и возникшие из-за перенапряжения голосового аппарата, поможет решить Гомеовокс® – препарат для лечения и профилактики охриплости и восстановления голоса. Натуральные компоненты препарата, обладая противовоспалительным действием, помогают при навязчивом сухом кашле, першении и ощущении сухости в горле, способствуя улучшению качества голоса уже с 1-х дней приема1.

Для восстановления голоса рекомендуется рассасывать каждый час по 2 таблетки2. Улучшение качества голоса не заставляет себя долго ждать и наступает уже в первые дни применения препарата¹. В качестве подготовки к повышенным голосовым нагрузкам, которые случаются у педагогов регулярно, рекомендуется профилактический прием Гомеовокса – по 2 таблетки 5 раз в день2.

Голос, о котором заботятся, звучит по-особенному: уверенно, светло, позитивно, убедительно, окрылено. Уделяйте внимание своему голосу, и его благодарности хватит вам на многие годы успешной преподавательской карьеры.

Берегите свой голос, заботьтесь о нем, хольте и лелейте! И тогда он будет звучать ярко, насыщенно и уверенно в любой ситуации.


1. Радциг Е.Ю. Дисфония: причины, способы коррекции и впияние различных групп лекарственных веществ на качество голоса. Фарматека 2014; 11: 75-79.
2. Инструкция по медицинскому применению препарата Гомеовокс.




ДРУГИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ЛАБОРАТОРИИ БУАРОН