Полный список всех существующих мелизмов займет страницы. Но и без перечисления понятно, насколько непроста мелизматика, и как важно для исполнителя научиться искусно владеть хотя бы одним или двумя видами.
Краткое описание приемов
Форшлаг (длинный и короткий) – украшение звучания через один или несколько более высоких или низких вспомогательных звуков, предшествующих основному. Песня «Ode to my Family» знаменитой группы Cranberries - показательный пример правильного применения форшлага.
Трель. Эта техника заключается в быстром и многократном чередовании двух соседних звуков, где первый становится главным (гармоническим). Длина трели обычно не превышает длину ноты, взятой за основу мелизма. Найти образец трели легко: достаточно послушать «Песню Трубадура» из мультфильма «Бременские музыканты».
Мордент. Используя этот вид мелизмов, вы словно разбиваете одну ноту на три. Две ноты получаются основными, а их высота равна высоте украшаемого звука. Третья, вспомогательная нота, вклинивается между ними, дробя общее звучание. Опорная нота мордента - первая. У именитой Кристины Агилеры (Christina Aguilera) мордент встречается довольно часто, например, в такой композиции как «I Turn to You».
Глиссандо (slide). Слово «слайд» означает скольжение, в вокале это плавное прохождение всего диапазона от нижней ноты к верхней. Различают открытое (акцентируемое) и закрытое (завуалированное) глиссандо. Открытое прослушивается в песне «You Lost Me» в исполнении Кристины Агильеры, а закрытое – у Уитни Хьюстон (Whitney Houston) в ее шедевре «Run to you».
Триоль (не путать с трелью!). Это группа из трех одинаковых по длительности звуков, время звучания которых равно двум другим звукам. Другими словами, суммарная длительность основы вместо двух делится на три. Этим приемом виртуозно владеют Уитни Хьюстон и Селин Дион (Celine Dion).
Пение на клиросе предполагает чтение текстов и хоровое пение во время богослужения, с соблюдение гармонии голоса и мелодии.
Как научиться петь на клиросе
Чтобы научиться правильно петь на клиросе потребуется освоить навыки воспроизведения определенных звуков. Для этого требуется также регулярно слушать псаломщика и пытаться повторять за ним, имитируя манеру произношения.
Кроме того, важно разучить гласы – систему напевов, используемую в православном песнопении Гласы бывают нескольких типов и отличаются между собой способом ритмического и мелодического исполнения.