Как определить свой тип голоса, тембр и диапазон

5-6 минут
323

Голос — это уникальный природный инструмент, который есть у каждого человека. Его возможности гораздо шире, чем мы привыкли думать в повседневной жизни. Многих людей, особенно тех, кто начинает заниматься музыкой, актерским мастерством или просто хочет лучше понять себя, волнует вопрос: как же раскрыть свои вокальные данные? Знание своего типа голоса — это не удел избранных профессионалов, а важный ключ для любого, кто хочет говорить и петь уверенно, красиво и безопасно для связок. Это основа для грамотного использования вокала, позволяющая раскрыть его природную красоту и силу, избегая перенапряжения.

Процесс определения вокального типа — это комплексная оценка, включающая анализ нескольких взаимосвязанных параметров. Среди них ключевыми являются тембр, диапазон и тесситура. Безусловно, самую точную диагностику проводит педагог по вокалу или врач-фониатр, но получить первое, общее представление о своем голосе можно и самостоятельно, в спокойной домашней обстановке. Такой самоанализ помогает лучше почувствовать свой организм и подготовиться к возможным занятиям с преподавателем.

Как определить какой у тебя голос

Чтобы определить свою вокальную природу, не требуется сложного оборудования или глубоких знаний в музыке. Достаточно терпения, внимания к собственным ощущениям и базового понимания критериев оценки. Определить какой у тебя голос — значит, найти его место в общей системе классификации, которая складывается из объективных и субъективных параметров. К первым относится вокальный диапазон, ко вторым — уникальная окраска или тембр. Профессионалы также оценивают силу голоса, его подвижность (колоратуру) и выносливость. Для начинающего певца главное — начать с основ: понять, какие ноты ему доступны и какого характера его звучания.

Как определить тембр голоса в домашних условиях

Тембр голоса — это его уникальная звуковая окраска, индивидуальный «оттенок», который делает ваш голос неповторимым. Если диапазон — это «сколько» нот вы можете спеть, то тембр — это «как» они звучат. Его часто описывают с помощью эпитетов: «мягкий», «глухой», «звонкий», «бархатный», «металлический», «серебристый». Чтобы примерно определить тембр голоса самостоятельно, лучший способ — записать свой разговор или пение на качественный диктофон. Мы привыкли слышать себя «изнутри», через костную проводимость, поэтому со стороны наше звучания воспринимается иначе. Прослушайте запись и постарайтесь объективно оценить окраску: ваш голос ближе к низкому и глубокому, как у диктора на радио, или же к высокому и светлому? Часто именно тембр является решающим фактором при окончательной классификации, даже если диапазон певца находится на стыке двух типов.

Диапазон голоса

Диапазон — это фундаментальная характеристика, представляющая собой совокупность всех звуков, которые вы можете извлечь, от самого низкого гудения до самого высокого фальцета или свисткового регистра. Именно количество октав, которые вы способны охватить, является объективным измеримым показателем. Широкий вокальный диапазон, охватывающий 2.5-3 октавы, высоко ценится в академическом и эстрадном пении, так как позволяет исполнять виртуозные партии. Однако важно помнить, что даже скромный по охвату голос может обладать настолько прекрасным и редким тембром, что его ценность будет неизмеримо высока. Развитие диапазона — одна из основных технических задач в обучении вокалу, но работать над ним нужно постепенно и аккуратно.

Как узнать тон (тональность) голоса

Тон или тональность голоса — это не столько певческая, сколько речевая характеристика. Это ваша привычная, комфортная высота, на которой вы ведете беседу. Ее можно найти экспериментальным путем: просто напевайте на одной ноте гласный звук «ааа» или говорите монолог, одновременно подыгрывая себе на фортепиано, гитаре или используя онлайн-тюнер. Тон, который наиболее точно соответствует вашему обычному стилю общения, и есть ваша основная тональность. Интересно, что иногда человек может говорить на неоптимальной для себя высоте, занижая или завышая голос, что может приводить к быстрой усталости связок. Нахождение своей природной тональности делает речь более свободной и энергоэффективной.

Тесситура

Если диапазон — это весь потенциальный «маршрут», то тесситура — это его самый комфортный и безопасный участок. Это тот отрезок вашего диапазона, в котором вы чувствуете себя максимально уверенно, можете петь долго, не уставая, и добиваться наилучшего звучания. Вполне возможно обладать широким диапазоном, но иметь относительно узкую удобную тесситуру. Например, некоторым людям относительно легко даются высокий ноты «наверх», но комфортнее и насыщеннее они звучат в среднем регистре. Понимание своей тесситуры критически важно для подбора репертуара, который будет ложиться на голос легко и не требовать титанических усилий.

Что значит широкий диапазон голоса

Широким диапазоном голоса в профессиональной среде принято считать возможность уверенно и ровно охватывать более двух октав. Такая особенность открывает перед певцом огромные возможности: исполнять сложные, виртуозные вокальные партии, свободно переходить от мощных, фундаментальных низких нот к звонким, парящим высоким. Однако не стоит гнаться за шириной как за самоцелью. Подлинная красота звучания зависит не столько от количества октав, сколько от ровности и однородности диапазона, красоты тембра на всех его участках и выразительности исполнения. Развитие и расширение диапазона — важная, но не единственная задача в обучении вокалу. Гораздо важнее научиться качественно и безопасно пользоваться тем, что уже дано от природы.

Какие бывают виды, тембры голоса

Существующая классификация голосов в академическом пении — результат вековых наблюдений. Она довольно подробна и учитывает целый набор параметров: не только рабочий диапазон, но и силу, подвижность, вокальную гибкость и, конечно, уникальный тембр голоса. Основное деление — на мужские, женские и детские голоса, и каждый из этих классов имеет свои внутренние разновидности, подтипы и градации. Эта система помогает композиторам писать музыку, подходящую конкретным исполнителям, а певцам — понимать свои сильные стороны и подбирать подходящий репертуар.

Виды мужских голосов в пении

Мужские голоса в академической традиции принято делить на три основных типа, выстроенных по возрастанию от самого высокого к самому низкому. Каждый тип обладает своей неповторимой харизмой и областью применения в музыке.

Тенор

Тенор — это самый высокий из мужских голосов. Его рабочий диапазон обычно простирается от малой октавы до второй октавы. Тенор отличается ярким, полетным, иногда даже металлическим звучанием. Именно теноровые партии часто являются ведущими в оперных произведениях, им поручают исполнение страстных любовных арий. Среди теноров выделяют несколько подтипов: лирический тенор (более легкий и нежный), драматический тенор (более плотный и сильный) и другие. Тенор — голос героя, влюбленного юноши, романтического персонажа.

Баритон

Баритон — средний мужской голос, который, по статистике, является наиболее распространенным у мужчин. Его тембр более густой, бархатистый и мужественный, чем у тенора, а рабочий диапазон располагается примерно между ля большой октавы и соль первой октавы. Баритон часто звучит особенно убедительно и харизматично, ему поручают партии мудрых королей, злодеев с трагической судьбой или искушенных жизнью персонажей. Баритон обладает уникальным балансом между силой и мягкостью.

Бас

Бас — это самый низкий и фундаментальный мужской голос. Он обладает мощным, глубоким, вибрирующим тембром и способностью брать самые низкие ноты, которые буквально ощущаются физически. Бас может быть высоким (кантанто) или глубоким (профундо), что добавляет разнообразия и глубины в классификация голосов в опере. Басовая партия — это обычно голос мудреца, отца, бога или комического персонажа. Бас создает прочную звуковую основу, на которую ложится все музыкальное полотно.

Виды женских голосов в пении

Женские голоса классифицируются по схожему с мужскими принципу, от высоких и легких к низким и плотным. Их звучания обладает особой пластичностью и эмоциональной выразительностью.

Сопрано

Сопрано — самый высокий из женских голосов. Именно таким голосом — чистым, звонким и парящим — поют главные героини большинства опер. Сопрано может быть колоратурным (невероятно подвижным и виртуозным), лирическим (нежным и певучим) или драматическим (сильным и насыщенным), в зависимости от подвижности и окраски звучания. Сопрано и его разновидности — это краеугольный камень многих хоровых и оперных произведений, голос, способный парить над оркестром и наполнять зал светом. Партии сопрано часто требуют от певицы не только вокального мастерства, но и высочайшей выносливости.

Меццо-сопрано

Меццо-сопрано — средний женский голос. Он более насыщенный, плотный и часто обладает красивой, сочной грудной окраской в нижнем регистре, что придает ему особый шарм и драматизм. Меццо способен на глубокие, страстные проявления эмоций. Многие партии для меццо написаны для характеров сильных, властных, иногда трагических женщин. Этот голос обладает магнетизмом и способен передавать сложные, противоречивые чувства.

Контральто (альт)

Контральто, или альт, — самый низкий и наиболее редкий из женских голосов. Его тембр глубокий, бархатный, сочный, настолько насыщенный, что его иногда можно спутать с низким мужским голосом. Альт и его уникальное, волнующее звучание придает музыке особую глубину, чувственность и порой трагичность. В операх контральто часто достаются партии матерей, повитух, мудрых наставниц или мистических персонажей. Этот голос обладает гипнотической силой и редкой красотой.

Виды детских голосов в пении

Детские голоса классифицируются гораздо проще, чем взрослые, поскольку они еще не прошли через стадию мутации (ломки) и не сформировались окончательно. До этого периода мальчики и девочки поют в одном диапазоне. Их принято делить на высокие и низкие. Высокий детский голос, способный брать ноты в районе второй октавы, схож с сопрано, а более низкий, располагающийся в первой октаве, — с альтом. Работа с детские голосами требует особой осторожности и внимания, чтобы не навредить хрупкому голосовому аппарату.

Определяем вокальный диапазон в домашних условиях

Хотя точное и окончательное определение типа голоса — задача для специалиста, измерить свой певческий диапазон и составить о нем первое впечатление можно и дома. Это увлекательный процесс, который поможет вам лучше познакомиться с собственными возможностями.

С помощью музыкального инструмента

Наличие фортепиано, синтезатора или хотя бы гитары с тюнером значительно упрощает задачу. Начните с самой низкой ноты, которую можете издать не сипом, а чистым, полным звуком. Медленно поднимайтесь вверх по полутонам, пропевая каждую ноту на удобный для вас гласный звук (например, «а» или «и»), пока не достигнете своего потолка — самой высокой ноты, которую еще можете взять без явного напряжения и крика. Зафиксируйте обе крайние ноты. Разница между ними, измеряемая в октавы (например, от «до» малой октавы до «до» второй октавы» — это 2 октавы), и будет вашим рабочим диапазоном.

Определяем свой тембр голоса с помощью современных технологий

Сегодня на помощь певцам-любителям приходят современные технологии. Существует множество приложений для смартфона и онлайн-сервисов, которые работают по принципу определитель голоса. Они записывают ваш голос, анализируют его спектр, точно определяют взятые вами ноты и строят наглядный график вашего диапазона. Некоторые программы даже пытаются дать предположительную классификацию. Это удобный и объективный способ не только один раз проверить свои данные, но и отслеживать прогресс в обучении вокалу, наблюдая, как постепенно расширяется ваш диапазон и улучшается качество звучания.

Можно ли изменить тембр голоса

Этот вопрос волнует многих, особенно тех, кому не нравится природная окраска собственного голоса. Важно понимать: кардинально, на анатомическом уровне, изменить данный от природы тембр голоса практически невозможно. Он обусловлен строением голосовых связок, гортани, объемом резонаторных полостей — теми факторами, которые мы не можем изменить. Однако это не повод для расстройства! Существующий тембр можно и нужно улучшить, облагородить, сделать более приятным, насыщенным и выразительным.

Этому способствуют регулярные занятия с грамотным педагогом по вокалу, дыхательные упражнения, которые увеличивают опору звука, и работа с резонаторами (грудным, головным). Голос можно научить звучать более округло, свободно и объемно. Крайне важно беречь свои связки, избегать перенапряжения, крика, курения и соблюдать голосовой режим при простудных заболеваниях. При возникновении охриплости, повышенной утомляемости голоса или для его поддержки во время высоких нагрузок можно рассмотреть комплексное средство, такое как Гомеовокс. Это лекарственное средство создано специально для лечения и профилактики различных нарушений голоса и может быть полезным в составе комплексного подхода к заботе о голосе.

Понимание природы своего голоса — это первый и самый важный шаг на пути к его развитию и сохранению на долгие годы. Регулярные, пусть и непродолжительные занятия, внимание к своим ощущениям, бережное и уважительное отношение к своему уникальному инструменту помогут вам раскрыть весь его скрытый потенциал и наслаждаться красивым звучанием каждый день. Помните, что даже самый скромный от природы голос при правильном подходе способен тронуть сердца слушателей.

Список литературы

  1. Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л. Основы вокальной методики. — М., 2018.
  2. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. — М., 2019.
  3. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей и подростков. — М., 2020.
  4. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. — М., 2017.
  5. Инструкция по медицинскому применению препарата Гомеовокс®

Cоавтор, редактор и медицинский эксперт:

автор статьи
Галиахметова Айгуль Харисовна

Копирайтер, автор медицинских текстов

Дата рождения 15.12.1979

В 2003 году закончила Башкирский государсвтенный медицинский университет, факультет педиатрии, в 2003-2004 гг. прошла интернатуру по специальности «Врач-педиатр»

Рекомендуемые статьи

телеграм канал

Подпишитесь на полезный Телеграм-бот

чтобы больше узнать о гомеопатии и наших препаратах