5 советов, как сберечь голос
Как правильно распеваться
Распевка — это фундаментальный и важный подготовительный этап для любого вокалиста, независимо от его опыта и музыкального стиля. Она помогает бережно настроить голосовой аппарат на активную работу, сделать звук более ярким, полетным и устойчивым.
Многие начинающие певцы часто задаются вопросом, как правильно распеваться, чтобы не навредить нежным связкам и систематически улучшать свои вокальные данные. Грамотный подход к этому процессу не только предотвращает перенапряжение, но и способствует развитию голоса, расширению его диапазона и улучшению тембра.
В этой статье мы детально рассмотрим основные принципы и эффективные упражнения, которые помогут сделать ваши распевки максимально продуктивными.
Почему важно правильно распеваться
Правильная разминка для голоса — это отнюдь не простая формальность, а необходимое и важное условие для здорового, красивого и долговечного пения. Она помогает постепенно и безопасно подготовить голосовые связки к предстоящей нагрузке, что особенно критично перед длительной репетицией, записью в студии или ответственным выступлением. Без качественной и продуманной распевки голос может звучать слабо, невыразительно, а риск сорвать его или заработать узелки на связках значительно возрастает. Профессиональные вокалисты сравнивают распевку с разминкой спортсмена: невозможно показать хороший результат без предварительной подготовки мышц.
Один из ключевых аспектов того, как правильно распеваться, — это плавность и последовательность. Упражнения традиционно следует начинать с самой удобной, центральной части вашего диапазона, постепенно и аккуратно расширяя его вверх и вниз. Такой методичный подход позволяет равномерно разогреть связки без лишнего и опасного напряжения. Кроме того, регулярная распевка помогает наладить уверенный контроль над опорным дыханием, что является основой для красивого, объемного и управляемого звука. Она также подготавливает к работе резонаторы и артикуляционный аппарат, что делает дикцию более четкой.
Подготовка к распевке
Прежде чем приступать к непосредственному выполнению вокальных упражнений, крайне важно создать для этого подходящие и комфортные условия. Грамотная подготовка включает в себя несколько простых, но эффективных шагов, которые помогут сделать весь процесс более продуктивным, осознанным и безопасным для голосового аппарата.
Начните с нескольких минут спокойного, глубокого диафрагмального дыхания. Это простое действие помогает сконцентрироваться, успокоить нервную систему и насытить организм кислородом. Затем можно плавно перейти к легкой физической разминке для шеи, плечевого пояса и спины, чтобы снять характерные мышечные зажимы, которые часто мешают свободному и красивому звукоизвлечению. Не стоит забывать и о артикуляционной гимнастике — неспешное и четкое произнесение скороговорок отлично подготавливает речевой аппарат к пению, разминая губы, язык и мягкое нёбо.
Важно подобрать для занятий тихое и спокойное место, где вас ничто не будет отвлекать от процесса. Для объективного контроля над правильностью выполнения упражнений можно использовать обычный диктофон на смартфоне — это позволяет услышать себя со стороны и вовремя заметить недочеты. Помните, что особенно первый урок не должен быть слишком долгим и интенсивным — для начала вполне достаточно десяти-пятнадцати минут, чтобы не перегрузить связки. Постепенно продолжительность и сложность распевки можно увеличивать.
Перед началом любых вокальных упражнений полезно выполнить базовые подготовительные действия. Они создают фундамент для безопасной и эффективной распевки. Вот основные этапы такой подготовки:
- Мягкий массаж лица и шеи для снятия мышечного напряжения
- Дыхательная гимнастика с акцентом на диафрагмальное дыхание
- Расслабляющие упражнения для плечевого пояса и челюсти
- Артикуляционная разминка с проговариванием скороговорок
- Настройка на рабочий лад и концентрация внимания на процессе
Упражнения для распевки голоса
Существует великое множество различных распевок для вокала, и каждая из них решает определенные задачи. Выбор конкретных упражнений зависит от вашего текущего уровня подготовки, предпочитаемого музыкального стиля — будь то академический, эстрадный или джазовый вокал — и конкретных целей на данный момент. Рассмотрим несколько основных и популярных категорий таких упражнений, которые используются в вокальной практике.
Для начинающих
Тем, кто только начинает свой путь вокалиста, крайне важно с самого начала освоить базовые, фундаментальные принципы. Основная задача на этом этапе — научиться правильно посылать звук, контролировать дыхание и попадать в ноты. Одно из простейших и самых эффективных упражнений — это неспешное пропевание чистых гласных звуков (например, «И», «Э», «А») на одной устойчивой ноте в удобной части вашего диапазона.
Можно использовать простой слог «ма-ам», плавно переходя от одной ноты к другой в пределах квинты по звукам трезвучия. Следите за тем, чтобы звук был ровным, а дыхание оставалось спокойным и глубоким. Такой урок помогает планомерно развивать музыкальный слух и координацию между слухом и голосом. Регулярное и внимательное выполнение этих несложных распевок для начинающих обычно дает заметный и стабильный результат уже через несколько недель. Новичок должен чувствовать себя комфортно, не форсируя звук и не стремясь сразу взять высокие ноты.
Быстрые
Иногда у вокалиста попросту нет возможности провести полноценную, получасовую разминку. В таких случаях на помощь приходят быстрые и сконцентрированные распевки, которые позволяют буквально за несколько минут привести голос в рабочее состояние. Они обычно включают в себя короткие арпеджио или пятиступенные гаммы (пентатонику) в умеренном и комфортном темпе.
Одним из таких упражнений является короткое и активное скольжение по полутонам вверх и вниз на стаккато на слог «и». Это помогает быстро активировать связки, разбудить резонаторы. Однако важно понимать, что быстрый разогрев — это не полноценная замена обстоятельной распевке, а скорее вынужденная экстренная мера перед неожиданным выступлением или спонтанным музицированием. После такого экспресс-варианта желательно при первой же возможности провести полноценную разминку.
Для разогрева связок
Основная цель этой важнейшей части распевки — увеличить эластичность, гибкость и местное кровообращение в голосовых складках. Все упражнения для связок должны быть предельно щадящими и выполняться без малейшего форсирования звука, в режиме пиано или меццо пиано. Отлично для этой задачи подходит неспешное пропевание нисходящих мажорных гамм на слог «ни» или «ну», следя за плавностью переходов между нотами.
Крайне важно внимательно прислушиваться к собственным ощущениям — во время или после распевки не должно возникать никакого дискомфорта, першения, боли или хрипоты. Хороший и проверенный способ понять, готовы ли связки к дальнейшему пению, — это легко и без малейшего напряжения спеть несколько нот в своем верхнем регистре. Если голосовой аппарат подготовлен правильно и качественно, то пение не будет вызывать никаких затруднений, а звук будет ровным и подконтрольным.
Перед выступлением
Специальные, тщательно подобранные распевки перед важным событием помогают решить сразу две задачи: не только физически разогреть голос, но и психологически справиться с волнением, сконцентрироваться. Они обычно включают в себя комбинацию упражнений на стабилизацию дыхания, ровность и устойчивость звука, а также на подвижность голоса. Можно, например, пропевать различные вокальные рулады или мелизмы с постепенным динамическим усилением и ослаблением звука (крещендо и диминуэндо).
Такой комплексный подход помогает настроиться на рабочий лад, почувствовать уверенность в своих силах и владении инструментом. Однако пение перед самым выступлением должно быть сфокусированным, но не утомительным — крайне важно сохранить энергию и свежесть голоса для самого выхода на сцену. Не стоит пытаться за пять минут до выхода решить все вокальные проблемы, которые копились месяцами.
Для постановки голоса
Постановка голоса — это сложный, длительный и систематический процесс, и грамотно выстроенная распевка является его неотъемлемой и важнейшей частью. Упражнения здесь направлены не только на разогрев, но и на решение конкретных технических задач: расширение диапазона, сглаживание регистровых переходов (микстов) и улучшение тембральных качеств. Часто используются специфические распевки для эстрадного вокала, которые могут включать в себя элементы мелизматики, глиссандо и другие приемы.
Эффективным упражнением для постановки является пение гаммы на стаккато с последующим переходом на легато на слог «ле-йа». Это учит контролировать атаку звука, его полетность и плавность ведения мелодической линии. Постановка красивого, сильного и гибкого голоса требует регулярных, желательно ежедневных занятий, большого терпения и, в идеале, контроля со стороны опытного педагога, который поможет избежать ошибок.
При выборе упражнений для распевки важно учитывать несколько ключевых критериев, которые помогут сделать тренировку максимально полезной. Вот основные параметры, на которые стоит обращать внимание:
- Уровень сложности и соответствие вашей технической подготовке
- Постепенное увеличение сложности от простого к сложному
- Наличие конкретной технической задачи для каждого упражнения
- Комфортная тесситура и удобная тональность
- Сбалансированность между разными типами упражнений
Если во время распевки или последующего пения вы чувствуете стойкий дискомфорт, быструю утомляемость голоса или напряжение, возможно, стоит проконсультироваться со специалистом-фониатром.
Для поддержания здоровья голосовых связок и в составе терапии может быть рекомендовано лекарственное средство, такое как Гомеовокс [5]. Оно является комплексным средством, которое часто используется при различных нарушениях голоса, охриплости и повышенных нагрузках на голосовой аппарат.
Распевка — это неотъемлемый фундамент качественного, безопасного и долгосрочного пения. Регулярное, осознанное и правильное выполнение упражнений помогает не только сохранить здоровье голоса, но и планомерно раскрыть его природный потенциал, сделать его более выносливым и выразительным. Со временем вы интуитивно найдете те распевки, которые идеально подходят именно для вашего голоса, и сам процесс будет приносить не только несомненную пользу, но и настоящее творческое удовольствие, становясь приятным и важным ритуалом.
Список литературы
- Петрова А. Н. «Искусство вокала». — М.: Музыка, 2019.
- Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики». — М.: Музыка, 2018.
- Юдин С. П. «Формирование голоса». — СПб.: Лань, 2020.
- Риггс Сет. «Как стать звездой». — М.: Попурри, 2017.
- Инструкция по применению Гомеовокс, регистрационный номер ЛП-№(005866)-(РГ-RU).