Начало экстремальному вокалу положило зарождение в США, в середине 60-х годов прошлого столетия нового, музыкального направления – психоделического рока. Первыми использовать приемы экстрима стала группа The Doors – в их музыке четко прослеживаются характерные сиплость, и связочный надрыв.
Но настоящий экстремальный вокал зазвучал только в начале восьмидесятых, с появлением таких «тяжелых» стилей, как трэш-метал и блэк-метал. Основоположниками экстрим-вокала считаются группы Hellhammer (1982 год – впервые использовала технику «гроулинг») и Bathory (1984 год – исполнение в жанре «скриминга»).
Многих начинающих исполнителей, мечтающих о лаврах Курта Кобейна (Kurt Cobain - вокалист рок-группы Nirvana) или Квортона (Quorthon – солист и автор песен Bathory), вводит в заблуждение специфика экстрим вокала, они считают, что петь экстрим-вокалом просто – достаточно громко рычать или визжать (попадать в ноты при этом совсем необязательно). Это далеко не так – начинающие экстрим-вокалисты при таком подходе могут существенно повредить не только слух и нервы окружающих, но и собственные голосовые связки (в лучшем случае им «светит» соло Никиты Джигурды).
Виды и техники экстремального вокала
Экстрим-вокал состоит из двух основных направлений – гроулинга и скриминга. Каждый из них обладает подвидами и различными техниками: low scream, harsh, inhale scream, distortion, shriek , outhale scream, pig squeal, fry-screaming, rattle, grim и другие.
В скриминге можно выделить следующие основные техники:
- Харш (harsh). Средний по тембру, без выделений и ярких эффектов. Исполняется при плотно сомкнутых ложных связках.
- Фрай-скриминг (fry-screaming) – скрипучий охриплый голос, возникающий в результате смыкания вибрирующих связок.
- Грим (grim). Звук извлекается с помощью вибрации связок, обычно по тембру он гораздо ниже обычного скрима, а при высоком звучании больше всего напоминает то самое пение нескромной птички (воронье карканье).
- Фальцетный скриминг (screamo). По звучанию похож на истеричный визг или крик, эффект достигается при «форсировании» и усилении вокала фальцетом.
- Шрайк (shriek). Требует меньшего расщепления голоса, похож на вой волка.